17.06.2021 18:04

Категория: Мероприятия

20–21 мая 2021 года в гибридном формате состоялась VII Международная научная конференция «География искусства». В этом году в ней приняли участие российские учёные с разных концов страны, а также представители Монголии и Ганы.

Организаторами этого форума уже несколько лет выступают ИНИОН РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет.

Очно конференция проходила на двух площадках — в зале «Домовая церковь» в Галерее З. К. Церетели и в ГИТРе.

С приветствиями выступили вице-президент РАХ, академик РАХ, кандидат искусствоведения, Т. А. Кочемасова, а также бессменный организатор — О. А. Лавренова, доктор философских наук, почётный член РАХ, Президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T), ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР.

Темы сообщений были поделены на несколько секций: «Исторический ландшафт в искусстве», «Локальные образы», «Травелоги», «Картография как искусство», «Историко-культурные ландшафты», «Литературная география и локальные тексты», «Национальные картины мира», «Сад как текст» и др.

Из докладов особый интерес вызвал доклад доктора искусствоведения, профессорв РГГУ Б. М. Соколова «Моральная топография в программе итальянских садов XVI–XVII веков», где исследована семантика и программное содержание сада, которое актуализуется, только если быть знакомым с системой знаков и символов этого периода.

Знаки в культурном ландшафте с помощью монументов и строений могут носить совершенно разную идеологическую и духовную направленность.

Академик РАХ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член СХ РФ Н. С. Кутейникова и член-корреспондент РАХ, доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член СХ РФ С. М. Грачева сделали совместный доклад «Участие современных петербургских художников в проектировании и благоукрашении зарубежных храмов». Петербургские мастера своим творчеством как бы стягивают в единый узел культурное пространство православных миссий по всему миру, самая отдалённая точка на данный момент — ЮАР.

Другой полюс — памятники советской эпохи. О. А. Лавренова посвятила своё сообщение «„Ленин — жив“. Памятники вождю революции в постсоветском культурном ландшафте» прошлогоднему 150-летнему юбилею вождя революции. В советский период эти памятники были символами государственной власти и идеологии, синхронизировали и ритмизировали культурное пространство на 1/6 части суши. После распада Советского Союза многие памятники Ленину были разрушены, демонтированы или перенесены на периферию городов. В современном мире, включая зарубежные страны, насчитывается около 7000 памятников, которые продолжают являться важными смысловыми элементами культурных ландшафтов.

Всего было представлено шестьдесят докладов, каждый из которых представлял интерес, поскольку с разных сторон освещались разные аспекты проблематики взаимодействия культуры, искусства и пространства.

По материалам конференции планируется издание нового сборника «Географии искусства».