10.02.2020 19:48

Категория: Официально

В преддверии Дня российской науки, 7 февраля 2020 года, в Кремле состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Премии Правительства Москвы молодым учёным.

© Фото

Комаловой Лилии Ряшитовне (руководителю отдела развития ресурсного потенциала ИНИОН РАН, старшему научному сотруднику отдела языкознания) премия присуждена в области исследований по номинации «гуманитарные науки» за цикл работ «Многоуровневая концепция диагностики „враждебной картины мира“, формируемой в информационно-коммуникационной среде».

В работах Л. Р. Комаловой разработан типологический подход, позволяющий выявить основные структурные компоненты социальной коммуникации, опосредованной информационными агентами и характеризующейся прагматической установкой на формирование «враждебной картины мира». Фрустрирующим стимулом выступает корпус сообщений (устно-речевой дискурс или письменный текст), воспроизводящий:

  • «образ всемогущего врага»,

  • способы и инструменты реализации агрессии,

  • последствия агрессивных действий.

В современных условиях источником фрустрации становится не реальный индивид или объект, а вербально-когнитивный образ этого субъекта или объекта, формируемый современными СМИ в сознании реципиента. В связи с этим человек сталкивается с невозможностью разрешить затруднение и отстраниться от потенциальной угрозы. При условии длительного пребывания в подобном информационном фоне у человека могут возникать эмоциональные состояния (гнев, ненависть, раздражительность, ярость, отвращение и т. п.), связанные с агрессией. В силу того, что «агрессор» находится вне досягаемости, у человека нет возможности ответить на агрессию. В связи с этим реализация эмоциональной агрессии происходит не на провоцирующий стимул, то есть является смещённой.

Практическая значимость исследования определяется возможностями многоаспектного использования разработанных Л. Р. Комаловой устно-речевых и полнотекстовых баз данных и результатов экспериментов на материале письменного текста и устно-речевого дискурса в фундаментальных и прикладных исследованиях по корпусной лингвистике; для установления характеристик эмоционально-модальных состояний комплекса «агрессия» на ранних стадиях развития в практике работы экспертов-криминалистов; для формирования совокупности средств локализации и нейтрализации деструктивных последствий агрессивного речевого поведения.