23.07.2021 22:34

Категория: Научные статьи и доклады

XIV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР) проходил с 6 по 9 июля 2021 года в онлайн-формате на базе Национального исследовательского Томского государственного университета. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Национальный исследовательский Томский государственный университет. В работе конгресса приняли участие более 2000 учёных, представляющих научно-исследовательские учреждения, образовательные центры и общественные организации России и зарубежных стран. По числу участников это был самый представительный профессиональный форум в истории проведения конгрессов, чему способствовали сам режим дистанционного участия и эффективное использование интернет-коммуникации организаторами конгресса. Приоритетной темой конгресса была тема поиска современной антропологией и этнологией ответов на социальные вызовы.

На пленарном заседании были озвучены приветствия от федеральных органов власти, Администрации Томской области и соорганизаторов КАЭР в адрес участников конгресса, а также заслушаны пленарные доклады. Всего на конгрессе были проведены заседания 58 секций, 3 симпозиумов и 8 круглых столов, на которых представлены основные научные направления современной антропологии и этнологии, актуальные проблемы этнокультурного развития России и зарубежного мира.

На секции 9 «Историографические традиции российской этнологии и антропологии» главный научный сотрудник отдела истории ИНИОН РАН Т. Б. Уварова сделала доклад «Институт народов Севера: шаг в XXI век». Специальное образовательное учреждение, образованное в 1930 году, устойчиво сохраняет свои традиции по подготовке кадров педагогов и сотрудников сферы культуры, владеющих языками коренного населения Севера и Сибири, в контексте сменяющихся исторических этапов развития России. Одним из главных достижений советской эпохи стало создание письменности для бесписьменных народов, распространение грамотности на родных языках и обучение русскому языку, что не исключает сложных проблем современной языковой политики и новых проблем антропологии языка. В сообществе педагогов, студентов и выпускников, многие из которых горожане уже не в первом поколении, существуют и этносоциологические проблемы. Заинтересованные участники работы секции (24 человека) провели активное обсуждение представленного доклада.