Preview

Политическая наука

Расширенный поиск

Рецензируемый научный журнал «Политическая наука» «Political science (RU)» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ NФС77–36084 от 28.04.2009).

Учредителем является ИНИОН РАН. Журнал издаётся при участии Российской ассоциации политической науки (РАПН).

В журнале публикуются статьи и другие материалы ведущих политологов России (в том числе региональных авторов) и других стран. Вместе с тем «Политическая наука» сотрудничает и с молодыми исследователями.

«Политическая наука» имеет отчётливо выраженный тематический профиль, который отличает её от других журналов по политическим наукам. Прежде всего, это ориентация на состояние политической науки и ее отдельных направлений, обзор и анализ современных достижений. Центральное место публикаций занимают статьи и другие материалы методологического характера, имеющие особую важность для развития научных исследований. Особенность журнала систематическое использование жанров информационного и информационно-аналитического характера (рефератов, реферативных обзоров, рецензий и др.), Представ других научных журналов, исследовательских центров и проектов.

Издание рекомендовано Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации и включено в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которые были опубликованы основные диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата» по политологии.

Тираж 500 экземпляров, периодичность 4 номера в год.

Журнал распространяется по подписке и через розничную продажу.

По вопросам приобретения журнала обращайтесь по адресу: ул. Кржижановского, д. 15, к. 2,  Отдел маркетинга .

Телефон: (499) 124-3215.

Подписной индекс в общероссийском каталоге «Роспечать» - 57188, в объединённом каталоге «Пресса России» - 79461.

Текущий выпуск

В номере рассматриваются актуальные проблемы региональной политики в России и других государствах. В частности, в центре внимания находятся различные аспекты регионального неравенства и разнообразия, методы управления государством, а также его отдельными территориями. Особое внимание уделяется специфике федерализма и отношений между центром и регионами в современных условиях, их эволюция и отличие от старых классических форм. Ставится вопрос о современном состоянии и перспективах региональной политики, территориального управления и местного самоуправления в современной России.

№ 1 (2024): Пространственное развитие и региональная политика: современные вызовы и тренды
Скачать выпуск PDF

ИДЕИ И ПРАКТИКА 

14-50 85
Аннотация

Статья фокусируется на теме регионального неравенства в России. Рассматриваются два вида неравенства – экономическое и социальное – и анализируется влияние государственной политики на их динамику. Результаты исследования показывают, что в соответствии с теоретическими предположениями, характерными для развивающихся стран, экономический рост в российских условиях не ведет к снижению регионального экономического неравенства, а государственная политика в этой сфере имеет ограниченную эффективность. Можно говорить о региональной поляризации как следствии отдельных видов государственной политики (инвестиционной политики, распределения недискреционных трансфертов), в то время как выравнивающая политика (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности) слабо влияет на снижение неравенства. Таким образом, в экономической сфере достижением государственной политики можно признать сдерживание роста регионального неравенства, которое, однако, проявляется не постоянно. С точки зрения социальной политики в последние годы фиксируются противоречивые тренды. С одной стороны, в отдельных сферах государственная политика действительно более явным образом влияет на снижение регионального неравенства, однако во многих случаях это выравнивание происходит на фоне стагнации или ухудшения самих показателей. В частности, снижение неравенства между регионами свойственно для инфраструктурных и кадровых показателей в сферах образования и здравоохранения. В ряде примеров, напротив, зафиксирован рост неравенства, что свойственно для зарплатной политики. Причем в некоторых случаях рост неравенства становится обратной стороной улучшения общего уровня показателей, что демонстрирует показатель заработных плат врачей.

51-75 44
Аннотация

Статья посвящена исследованию центр-региональных отношений в Великобритании в контексте взаимодействия общенациональной и шотландской политической элиты. В статье выдвигается гипотеза о том, что причины напряженности между двумя элитными группами не ограничиваются правительственным и экономическим кризисами, разразившимся в 2022 г., а также обусловлены политико-идеологическими факторами и различиями в габитусе. На фоне обострения отношений центра и регионов в Великобритании важно проанализировать, какими рычагами давления на Вестминстер обладает региональная элита Шотландии как для продвижения интересов региона, так и формирования общенациональной политики. Цель работы – выявить особенности габитуса шотландской политической элиты для понимания стремления региона к сецессии, определить механизмы, которые использует шотландская элита в лице Шотландской национальной партии для реализации собственной повестки дня. Было выявлено, что значительное усиление позиций региональных политических сил в Соединенном Королевстве, обусловленное процессом деволюции, а также институциональное присутствие ШНП в парламенте Великобритании предоставляют шотландской элите возможность эффективно оказывать влияние на Вестминстер.

76-97 60
Аннотация

Особое положение столичных городов в региональном пространстве находит выражение и в электоральной сфере. Как правило, в административных центрах субъектов РФ партия власти и ее кандидаты получают меньшую поддержку, чем на остальной части региона («периферии»). Вместе с тем степень специфики региональных столиц в электоральном ландшафте регионов оказывается очень разной. В данной работе предпринята попытка объяснить эту вариативность с точки зрения концепции «центр – периферия». Эмпирическим материалом для исследования стали федеральные выборы 2016–2018 гг., а именно разница в голосовании за «Единую Россию» и инкумбента между столичным центром и периферией в кросс-региональном измерении. Для выявления структуры центров в регионе использованы разнообразные социально-экономические показатели, характеризующие соотношение столицы и периферии. Анализ, выполненный методом линейной регрессии, показал, что ключевое влияние на специфику голосования столиц имеет степень рурализации периферии, тогда как наличие на периферии больших городов и даже крупных экономических центров оказалось несущественным. Весомое воздействие на степень специфики региональных столиц в электоральном ландшафте регионов оказывает региональный режим. Голосование на президентских выборах в России более равномерное, чем на парламентских, и не только в кросс-региональном измерении, но и в рамках одного региона, в том числе между столицей и периферией. В результате на президентских выборах выявленные тенденции проявляются намного слабее, чем на парламентских.

КОНТЕКСТ 

98-126 97
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению размежеваний в роккановской традиции в электоральном пространстве Германии с фокусом на расколах по линиям «центр – периферия», а также «город – село». С помощью учета глубинных структур, существующих на протяжении больших периодов времени, описаны особенности центр-периферийных отношений в Германии, формирования «осси» и «весси», с дальнейшим акцентом на различия между ними. Посредством пространственного эконометрического анализа были выявлены кластеры поддержки партий за последние три электоральных цикла (2013, 2017 и 2021 гг.). С помощью метода многофакторного районирования показана связь голосования за партии с экономическими и демографическими показателями. Кроме того, с помощью непространственной модели были показаны кластеры поддержки партий в динамике, что позволило сравнить три электоральных цикла и продемонстрировать трансформацию кластеров поддержки партий. На основе расчетов индекса Морана была выявлена пространственная корреляция результатов голосования в землях, значения которой оказались значимыми для СДПГ на протяжении трех электоральных циклов, а также для Левых в 2013 и 2017 г., для АдГ в 2017 г. Наконец, определен «эффект соседства» и рассчитаны локальные индикаторы пространственной ассоциации, которые выявили кластеры поддержки для СДПГ, Левых и АдГ. В результате можно говорить об исторических, экономических и демографических факторах, которые указывают на наличие размежеваний на электоральной карте Германии, в том числе на сохранение разделения на «осси» и «весси». Что касается трансформации электоральных предпочтений, то успешность СДПГ в 2021 г. связана, среди прочего, с пандемией коронавируса, энергетическим кризисом, а также ухудшением экономических показателей в Германии.

127-154 37
Аннотация

В этой статье мы выявляем особенности реализации региональной политики в условиях существующей вертикали власти на примере Дальнего Востока, выделяя функционал ее федерального и регионального компонентов. Управленческая модель, примерно соответствующая теории полюсов роста Ф. Перру, предполагала создание преференциальных режимов ведения предпринимательской деятельности (территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, Арктическая зона РФ) для поддержки технологических инноваций, стимулирования занятости, наращивания экспортного потенциала в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На практике отмечено смещение вектора преференциальных территорий с инновационно-технологической к рентоориентированной деятельности. Проекты в преференциальных режимах чаще соответствуют сложившейся специализации экономики регионов («эффект колеи»), чем формируют новые отрасли, хотя имеются и обратные примеры. Рассмотрено влияние федерального центра на достижение приоритетов развития дальневосточного макрорегиона через специальный институт – Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Инвестиционные проекты более успешно реализуются в регионах ДФО с более высоким уровнем развития и с более влиятельными губернаторами, что подтверждает участие региональных элит в формировании и проведении экстрактивной федеральной политики пространственного развития.

155-177 130
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о формировании имиджей в тех российских регионах, которые были реорганизованы в начале 1990-х годов, когда некоторые «национальные» автономные области получили статус субъектов Федерации. Авторы исследуют данные процессы на примере Алтайского края и Республики Алтай, используя результаты проведенных в мае 2023 г. опросов экспертов из двух регионов. В качестве респондентов были привлечены не только ученые, но и государственные служащие, депутаты, деятели культуры, журналисты, музейные работники, общественники, представители турфирм и т.д. Более половины экспертов имеют ученые степени. Приведенные материалы позволяют увидеть сходства и различия в имиджевых стратегиях регионов, в использовании ими различных историко-культурных символов. Различия проявляются, например, в отношении к официальной символике, в оценках исторических периодов, в «этнических» акцентах имиджа. Вместе с тем в «культурном коде» населения регионов сохранилось и определенное «родство»: это, например, душевность и искренность, близость к природе, к естественной жизни. Характерно то, что среди знаковых фигур регионов на первые места вышли В.М. Шукшин и Г.И. ЧоросГуркин. По мнению авторов, оба региона вполне состоялись как субъекты федерации, хотя, конечно, это не снимает сохраняющихся проблем – «дотационности», слабого развития промышленности и сервиса, относительно низкого уровня жизни и т.д. «Два Алтая» могут удачно дополнять друг друга и развивать сотрудничество. Остающийся единым имидж «Алтая» как уникального «хорошего места» на юге Западной Сибири мог бы способствовать успешному развитию этих регионов.

РАКУРСЫ 

178-209 39
Аннотация

Политическое развитие Турции демонстрирует чередование демократизации и автократизации, в основе которого лежат определенные устойчивые тенденции, поиску и интерпретации которых под разными углами зрения посвящено большое число работ. В статье используется теоретическая рамка центр-периферийных расколов Ш. Мардина, Э. Шилза, С.М. Липсета и С. Роккана, которая адаптируется для анализа турецкой партийной системы. Рассмотрена эволюция партийной системы Турции в контексте проявления соответствующих размежеваний на каждом из этапов (город – деревня, центр – периферия, секуляризм – религия), определены периоды доминирования центр-периферийного (территориального) или идеологического (функционального) конфликта. Выявлены факторы сохранения центр-периферийного раскола, в том числе высокий уровень религиозности, социально-экономические диспропорции между регионами, территориализация (в противоположность национализации) партийной системы, этнический раскол. Сделан вывод, что успехи Партии справедливости и развития и лично Р. Эрдогана являются результатом рационального выбора политической элиты центра в ответ на запросы периферии, в том числе через инструментализацию религии, популизм и харизму. Анализ выборов 2023 г. на основе выделения трех географических кластеров (центр, периферия, глубокая периферия по признаку социальной и географической дистанции) подтверждает сохранение в Турции центр-периферийного раскола (анализ вариации голосования за основные партии демонстрирует значимость географического фактора). В статье делается вывод, что несмотря на центростремительные ориентации правящей партии и президента, центр-периферийные размежевания продолжают определять конфигурацию партийной системы Турции, а концепция размежеваний сохраняет объяснительный потенциал.

210-232 106
Аннотация

Мобилизованный лингвицизм представляет собой инструмент конструирования национальной идентичности посредством придания языку титульной нации характера основополагающей интегрирующей единицы. На практике реализация подобной политики подразумевает вытеснение других языков и возводит институциональные барьеры для политического участия национальных меньшинств. На территории Белоруссии политика мобилизованного лингвицизма не нашла должного признания со стороны граждан республики, в результате чего правительством президента Лукашенко был взят курс на отказ от данной практики. Выявленный М.Н. Губогло феномен мобилизованного лингвицизма имеет большое значение для выработки национального самосознания на территории постсоветских республик. В данной статье авторы обосновывают отказ правительства Белоруссии от политики мобилизованного лингвицизма и выявляют противоречия белорусского национального строительства. Подобное противоречие обеспечено существованием двух противоположных направлений белорусского национализма, различающихся по критерию культурной преемственности. Правительственный дискурс национального строительства настаивает на советской преемственности Республики Беларусь, ее отказа от политики этнических ограничений и подавления культурного развития других наций. Дискурс, используемый белорусской оппозицией и противопоставляющий себя действующей правительственной линии, воспринимает белорусскую нацию в качестве наследника европейской традиции на основе исторической преемственности Великого княжества Литовского. В связи с этим стремление к использованию мобилизованного лингвицизма часто встречается среди сторонников оппозиционного дискурса в качестве инструмента культурной гомогенизации. В статье анализируются особенности языковой политики на территории постсоветской Белоруссии и делаются выводы касаемо эффективности проводимой политики в области конструирования белорусской национальной идентичности.

ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ 

233-258 35
Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы формирования территориальной идентичности. Проанализированы работы последних лет, исследующие экономические и политические факторы, этнический и ревизионный компоненты формирования идентичности, роль политики идентичности в электоральных процессах. В контексте развития территорий отдельная часть работы посвящена, во-первых, понятийным вопросам, то есть оценке существующих терминов, обозначающих различные территориальные образования (город / регион / агломерация / метрополия). Во-вторых, подняты проблемы экономической и социальной интеграции, консолидации жителей, политического доверия к новым возникающим политико-управленческим структурам. Выявлен корпус релевантных методик, используемых в данной области. Одним из наиболее распространенных методов изучения идентичности остаются массовые опросы жителей, позволяющие определить пространственные границы идентичности в агломерациях. Метод кейс-стади используется в контексте изучения связи организаций гражданского общества и политики идентичности. Для изучения различных уровней идентичности (общенациональная, агломерационная, региональная, локальная) и степени их выраженности используется регрессионный анализ на основе данных массовых опросов. Кроме того, приводятся примеры исследований, ориентированных на выявление муниципальной и межмуниципальной территориальной идентичности. Также с помощью анализа текстов СМИ и социальных сетей выявляются различные дискурсивные практики, используемые для актуализации определенных компонентов идентичности. Кросс-национальные сравнительные исследования остаются одним из значимых современных методов изучения территориальной идентичности жителей городов. Исследователи анализируют факторы интеграции жителей агломераций, их идеологические установки, знания о городском управлении, осведомленность о реформах. Приведены некоторые примеры влияния международных отношений и конфликтных состояний на изменение национального дискурса политики идентичности.

259-283 103
Аннотация

Статья посвящена сравнению публичных дискурсов и моделей имиджей губернаторов Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и А.Д. Беглова. Исследование основывается на парадигме конструкционистского подхода М. Спектора и Дж. Китсьюза, а также теории и методике лингвистического анализа политического текста А.П. Чудинова и М.В. Гавриловой. Эмпирической базой исследования являются предвыборные выступления губернаторов, их инаугурационные речи и отчеты перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. В качестве методов анализа авторы используют когнитивный дискурс-анализ текстов, а также элементы биографического метода. Авторы сравнили следующие компоненты имиджей губернаторов: модель имиджа, показатель открытости, профессиональный бэкграунд, политический франчайзинг, дискурс городского патриотизма, ключевые темы выступлений и отношение к выборам. В качестве результатов представлена матрица пожанрового анализа выступлений: отмечено увеличение количества новых жанров на фоне рутинизации старых; общим паттерном в выступлениях выступает концепт «город-лидер». Предвыборный дискурс характеризуется сокращением мобилизационного компонента и партийного политического франчайзинга. Инаугурационные речи отходят от программной составляющей и тяготеют к формату обращения с благодарностями, концептуальному упрощению текста (сокращение риторических языковых средств и тем), акцентированию преемственности власти. Для отчета перед Законодательным собранием изменение формата с послания на отчет отразилось на доминирующей временнóй проекции – сообщение об уже проделанной работе вместо программного элемента. На основании дискурс-анализа и биографического анализа авторы определили модель имиджа Г.С. Полтавченко как «аппаратчик-охранитель» (или «управленец-охранитель»), а А.Д. Беглова как «управленец-хозяйственник». В статье подчеркивается значимость личностных черт, политической карьеры и биографии, «рамочных» политических условий в стране как важных факторов, влияющих на публичный дискурс губернаторов Санкт-Петербурга и их модель имиджа.

284-308 31
Аннотация

В статье рассмотрен феномен возникновения локальных партийных систем в районных советах на примере европейского мегаполиса с внутренним муниципальным делением. Предпринимается попытка поиска причин формирования локальной партийной специфики в малых административно-территориальных единицах, выдвигается предположение о том, что этносоциальные характеристики меняющегося городского населения становятся источником новых электоральных расколов, отражающихся на локальном уровне. Проведен обзор концепций, подходов и теорий, объясняющих возможные причины формирования электоральных предпочтений и партийных размежеваний внутри мегаполиса. Кроме того, перечислены эффекты, ранее подтвержденные эмпирическими исследованиями, связанные с размером и иными характеристиками территориальных единиц, формирующих представительные органы власти. Выявлена недостаточная изученность характеристик населения внутригородских муниципалитетов, этносоциального, религиозного состава. С применением кластерного и электорального анализа удалось отследить ряд формирующих локальную партийную систему эффектов, среди которых специфика выборов второго порядка, голосование «за друзей и соседей», эффект присоединения к большинству. Голосование во внутригородских районах не повторяло динамические изменения общенациональных выборов, могло характеризоваться специфическими предпочтениями, не являлось однородным на территории города. С обращением к экологическому подходу был обнаружен ряд социально-экономических и этнорелигиозных характеристик населения, формирующих специфические электоральные предпочтения. Так, районы с иммигрантским и небелым населением сдвигаются в сторону левых партий, а социально-экономическое благополучие районов может становиться основой для голосования за локальных акторов, концентрирующих внимание на местной повестке. Обнаружено зарождение локальной партийной системы в Лондоне, в первую очередь связанное с разочарованием избирателей в основных партиях, их неспособностью адаптироваться к новым расколам, возникающим в больших городах с высоким уровнем поляризации населения.

С КНИЖНОЙ ПОЛКИ 

309-315 203
Аннотация

Рец. на кн.: Окунев И.Ю. Электоральная география. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 312 с.

316-325 54
Аннотация

Рец. на кн.: Назукина М.В. Этничность в политике идентичности российских республик: грани институционализации. – М.: Новый Хронограф, 2021. – 176 с.

Объявления

2024-02-14

Приглашаем принять участие в научном семинаре «Парламентаризм в современном мире», ИНИОН РАН, 27 февраля 2024 г., 12:00

Редакция журнала «Политическая наука», Отдел политической науки ИНИОН РАН, ИК РАПН по сравнительной политологии и кафедра политологии Казанского (Приволжского) федерального университета приглашают принять участие в научном семинаре «Парламентаризм в современном мире»», посвященном обсуждению исследований для готовящегося к публикации номера журнала (№3 за 2024 г.).

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.